Блог Юлии К. I Обучение в Англии I Интеллект-Тур
Блог Юлии К. I Обучение в Англии I Интеллект-Тур


Главная / ОБУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖО... / БЛОГИ / БЛОГ ЮЛИИ К. 

БЛОГ ЮЛИИ К.

Юлия начала обучение в Англии 6 лет назад в Chichester College на A-Level. Поступила в университет Ст. Эндрюс (да-да, именно тот, в котором учился принц Уильям и его будущая супруга!) и успешно окончила его. Ныне учится на магистратуре в университете Оксфорда.

Оглядываясь на 6 лет образования в Великобритании…

В июне 2015 года я получила диплом об окончании бакалавриата в шотландском университете Ст. Эндрюса по Международным Отношениям. К этому моменту меня привело совершенно спонтанное решение уехать учиться за границу и 6 лет трудов, которые за этим последовали. Я бы хотела рассказать Вам о самых главных для меня преимуществах образования в Англии, а так же поделиться некоторыми советами, и, наконец, рассказать о веселой студенческой жизни на берегу Северного Моря. 

Почему Великобритания и для чего A-levels?

Я закончила школу в 16 лет. В 11 классе я еще толком не знала, что мне хотелось бы изучать в университете, да и к высшему учебному заведению я как-то морально была не готова. Решение уехать учиться за границу было несколько спонтанным, но оказалось вполне логичным: в Британские ВУЗы не принимают с дипломами российской школы, так что там мне предстоял еще как минимум год предуниверситетского образования (если делать Foundation) или целых два года в полноценной Британской старшей школе. Я и моя семья выбрали второй вариант, и я уехала делать A-levels в государственном колледже на юге Англии, в замечательном графстве Западный Суссекс. Это был тихий и спокойный городок, колледж, полный моих сверстников, причем, как и англичан, так и иностранных студентов.

Могу сказать, что этот период действительно подготовил меня к образованию в университете, да и научил относительно независимой жизни в целом. Я успела осознать всю серьезность выбора университета и специальности, понять, что мне действительно интересно и хорошо получается, и, в конечном итоге, сделать самостоятельный и осознанный выбор.

Тяжело ли поступать в университет?

Такие вопросы часто заводят меня в тупик, так как однозначно на них ответишь. В целом, конечно, это трудный процесс, как у нас, так и за границей, но если в России львиная доля сложности заключается в том, чтобы суметь совместить 11 класс, подготовку к ЕГЭ и еще и какие-нибудь курсы при университете, то в Англии самого процесса подготовки к поступлению практически нет, если не считать копания на сайтах ВУЗов и изучения предложенных программ, заполнения формы UCAS и написания Personal statement. Только некоторые университеты и отдельные факультеты проводят при приеме собеседования, к которым надо готовиться отдельно, большинство ограничивается оценками, рекомендательными письмами учителей и Personal statement.

Получается, что свободного от занятий времени значительно больше, чем у абитуриентов в России, да и контроля меньше. Но в эти 2 года следует вложить максимальное количество усилий, чтобы показать себя как сильного кандидата. Нужны будут отличные оценки и сильный Personal statement. Немаловажную роль играют и факультативные занятия, такие как спорт, волонтерство, работа на полставки, языковые курсы и прочее. Все это надо вместить в собственно организованное расписание. Поэтому на вопрос трудно ли поступить можно ответить, да, но трудности отличаются от привычных нам дома, а заключаются в том, что помимо отличных результатов в учебе надо самостоятельно делать то, что ученикам непривычно.

Как написать Personal Statement?

Personal statement — очень важная часть подачи в университеты, но об этом Вам и так скажет кто угодно. В университете я говорила с одним из преподавателей из приемной комиссии моего факультета, и он рассказал мне, почему именно это такой важный аспект именно в заявлениях на бакалавр. Дело в том, что написать Personal statement - это задание, с которым большинство школьников не сталкивались раньше. При рассмотрении заявок на магистратуру или второй бакалавр, например, по словам моего учителя, он только пробегает глазами это сопроводительное письмо, делая основной упор на оценки в дипломе, потом что знает, что к тому времени как люди подают на такие программы, у них за плечами уже есть немалый опыт написания таких писем и они, что называется, умеют продавать себя, в отличие от новичков в этом процессе.

И правда, свой первый вариант Personal statement я написала в августе 2010 года, а готовый к подаче вариант в середине октября. За этот период времени я переписывала и корректировала его, наверное, раз 50, не меньше! Конечно, в последствии, я написала еще кучу аналогов этого пресловутого Personal statement в форме letters of motivation при подаче на трудовую практику и на магистратуру, и, разумеется, у меня не уходили на них месяца! Я уже создала свой собственный шаблон и понимала, с какой именно стороны лучше себя показать для той или иной организации. Когда я писала его первый раз, всех этих навыков у меня еще не было, как и у других абитуриентов, именно поэтому они так ценны.

Для тех, кто только смотрит на мигающий курсор под заголовком personal statement, я могу посоветовать только простые вещи, ссылаясь на моего бывшего преподавателя:

1)Пишите по делу, а не старайтесь оригинальничать.

Ваша уникальность должна проявиться в ваших оценках и жизненном опыте, а не в каком-то оригинальном стиле письма. Как правило, все письма с риторическими вопросами или загадочными предложениями и одно слово, многоточиями и прочим выглядят довольно жалко и только раздражают читающего.

2)Старайтесь написать как можно больше, но не делайте из этого «список вещей, которые я успел сделать до 18»

Постарайтесь показать себя, как многогранную, разносторонне развитую личность, но любой опыт или навык, который Вы описываете, не забудьте связать с программой, на которую Вы подаете. Постарайтесь в конце каждого Вашего statement, задать себе вопрос: «So, what?»

В России выиграл олимпиаду по английскому языку; я состою в школьной команде по шахматам/футболу/перетягиванию каната...; прошлым летом я строил дома в Уганде/ работал волонтером в British Heart Foundation/ относил продукты одиноким бабушкам...— So what? Почему эти навыки или опыт делают вас лучшим кандидатом на ту или иную программу?

3)Покажите заинтересованность в курсе, на который подаете.

Иногда это сложнее, чем кажется, потому что некоторые выбирают несколько разные программы в пяти университетах, а personal statement надо писать один для всех. Например, можно подавать на политику в одном месте и международные отношения в другом, или попытаться попасть на факультеты бизнеса, экономики, менеджмента или финансов в разных местах. Очень важно, чтобы КАЖДЫЙ из этих предметов Вы указали в своем письме. Если Вы подаете на Политику, Экономику и Междунароное развитие, к примеру, но пишите только о Политике и Экономике, скорее всего, университет с программой Международных отношений Вам сразу откажет, потому что не увидит заинтересованности в предмете, которые предлагают именно они, какие бы хорошие оценки Вы не предоставили.  

4)Не допускайте ошибок!

Фактические, а так же грамматические и прочие ошибки недопустимы. Скорее всего, Ваш personal statement прочитают разные учителя и тьюторы — и это очень полезно не только для того, чтобы они посоветовали исправления, но и проверили ошибки. Однако, это не всегда гарантирует отсутствие ошибок — в чем меня заверил мой преподаватель. При таком огромном конкурсе самые смешные и банальные ошибки, которые Вы можете допустить по невнимательности, будут стоить Вам места в университете. Учителя могут что-то просмотреть, а Вы сами можете уже так привыкнуть к тексту, что не увидите недочетов. Постарайтесь отложить письмо не только для себя, но и для ваших учителей на некоторое время, чтобы была возможность прочитать свежим взглядом.

Как учиться в университете?

Конечно же, Вы уже наверняка знаете, что высшее образование в Британии в корне отличается от российского. Студентам предоставляется гораздо больше времени на самостоятельное образование, простор для собственных размышлений и выражения личного видения предмета.

Шотландская система при этом слегка отличается от английской. Основная разница в том, что на Бакалавра учиться 4 года, а не 3. Шотландские дети оканчивают школу в 17 лет, и система складывается, исходя из этого. Как следствие, первые 2 курса студенты в основном  изучают больше предметов, чем требуется для их специализации (кроме медицины). Это отличный шанс выучить что-то дополнительное, чем вы могли интересоваться, подтянуть какой-нибудь иностранный язык (или даже выучить новый). Искренне советую брать не «что попроще», а что Вам интереснее всего или наиболее полезно для специализации, тем более, что оценки первых двух курсов не повлияют на диплом! На первом курсе учиться, пожалуй, легче, чем в Англии, но, чтобы получить право перевода на третий и четвертый курс и специализацию, придется показать очень хорошие результаты в требуемых предметах, проходной балл значительно выше, чем 40%, при которых обычно предмет считается сданным.

В классах студенты проводят значительно меньше времени, чем в России. Однако количество часов преподавания очень варьируется на разных курсах и факультетах. Как правило, тем, кто изучает точные науки, будет отведено больше часов в классе: семинаров, лабораторных и лекций, в то время как гуманитариям, наоборот, предоставляется больше времени для самостоятельного изучения предмета. 12 часов лекций и семинаров в неделю (такое расписание было у меня на первом курсе), конечно, совсем не много и создают иллюзию огромного количества свободного времени. Однако не следует забывать о самостоятельном обучении! В большинстве университетов заранее рассчитано, сколько часов в неделю студент должен выделять на тот или иной предмет (включая лекции), и эти цифры можно найти на сайте. Не обязательно, конечно, строго придерживаться предложенных нормативов, однако для начала это даст понимание того, сколько времени оставлять на учебу, а сколько можно отвести на досуг.

Лекции, в отличие от тьюториалов, семинаров и лабораторных, не обязательны к посещению.  Многие, конечно, считают, что на них все равно надо обязательно ходить, однако, я бы с этим заявлением не согласилась. Я знаю некоторых людей, которые блестяще окончили университет, посетив при этом от силы 10-15 лекций за все 4 года. Идея в том, чтобы выучить, и если лично Вам больше подходит самостоятельное обучение — не тратьте время на лекции! К тому же, нет идеального ВУЗа. Возможно, какой-то преподаватель будет не самым талантливым в донесении материала, зато Вы найдете учебник в библиотеке, с помощью которого отлично сможете понимать предмет и сдавать зачеты. Разумеется, вы гораздо больше вынесете для себя из часа, проведенного за учебником, чем из часа лекции. Однако важно быть честным с самим собой. Если вы не посещаете уроки и при этом не компенсируете это время самообразованием, возможно, этот метод не для вас. 

Чем заниматься в свободное время?

Я считаю, что мне невероятно повезло оказаться в Ст. Эндрюсе и теперь, это мой любимый и дорогой alma mater и когда меня спрашивали о том, чем мы там занимаемся в свободное время, мне всегда находилось, что рассказать, поэтому хотелось бы начать с досуга, а не учебы.
Университет Ст. Эндрюса в некотором роде уникальный, благодаря тому, что он находится в маленьком отдаленном городке и при этом 30% всех студентов - иностранцы. Эта камерность в интернациональной среде создает ни на что не похожую атмосферу. В Ст. Эндрюсе ты не бываешь один — кругом люди, которых ты знаешь. Даже если на вечер нет планов, а есть время, достаточно выйти на улицу и сразу встретишь друзей, к которым можно присоединиться. По всей видимости, отдаленность от крупных городов и отсутствие выбора клубов уже на протяжений многих тел заставляет студентов взять организацию досуга в свои собственные креативные руки. Именно поэтому в Ст. Эндрюсе существует более 140 сообществ, и это не считая спортивных команд! Все они организовывают самые разные мероприятия на протяжении всего года, от баллов, модных показов и вечеринок, до приглашения известных политических деятелей и ученых для открытых лекций, дебатов и сбора средств на благотворительность.

 
   

Такой широкий выбор досуга на любой вкус не только не даст заскучать под ледяным шотландским дождем, но и дает уникальную возможность освоить что-то новое за 4 года обучения. Я бы всем советовала записаться на все подряд на первом курсе и узнать побольше людей, а потом выбрать что-то, чему вы действительно сможете хорошо научиться. Некоторые из моих друзей осваивали танцы и разные виды спорта с нуля и до достаточно продвинутого уровня, если делали это вторым приоритетом после учебы. Так же советую поучаствовать в комитете какого-нибудь сообщества или в организации крупных мероприятий — это даст не только новые знакомства, но и полезный опыт, будь то поиски спонсоров, планирование логистики, или подготовка постеров и рекламы.

It's all about traditions

В 2011-2014 годах Ст. Эндрюсский университет отметил свое 600-летие. Многие из традиций сохранились еще со средних веков, в то время как другие - относительно новые. К более традиционным можно отнести воскресные прогулки по пирсу в красных мантиях или «академическая семья». Студенты третьего курса «усыновляют» первокурсников и помогают им в университете.

Есть и более забавные. К примеру, Raisin Sunday and Raisin Monday. Дни, когда эти самые «академические родители» придумывают своим «детям» задания в форме квестов, вроде станцевать на центральной улице, сделать  парик из водорослей, найти в библиотеке книжку с самым глупым названием и прочее. А на утро понедельника одевают своих «детей» в костюмы и те идут на центральную площадь университета на известную во всей округе пенную битву.


Еще одна забавная традиция обливать ледяной водой студента, после того, как он написал свой последний экзамен в университете.
Плохая примета наступать на инициалы PH (Патрик Гамильтон — шотландский церковный реформатор, казненный в Средние века за обвинения в ереси)  перед входом в центральное здание университета. Считается, что если студент случайно наступил на них, то он не сможет окончить университет, однако, есть способ снять с себя порчу: для этого нужно 1 мая на рассвете окунуться в Северное море. Да, очень холодно, но оно того стоит.

 
   

Я наверняка упустила еще какие-то традиции, но могу точно сказать, что какими бы диким они казались, лучше поучаствовать в них хотя бы один раз, потому что больше такая возможность вряд ли представится.

Конечно, в процессе жизни и обучения возникали самые разные сложности как в учебе, так и в быту. Например, найти приличную квартиру в Ст. Эндрюсе, не заплатив за нее стоимость жилья в Кенсингтоне, практически нереально и заняло гораздо больше усилий, чем я только могла предположить, первое эссе повергло меня в настоящую панику! Однако это был бесценный жизненный опыт, который я не смогла бы получить в России. Всем школьникам, сдающим A-levels или IB, я хочу пожелать огромных успехов, ну, а если Вы только думаете поехать учиться в Англию (будь то в школу или на магистратуру) — дерзайте! Вы ни за что не пожалеете!

 
   


Москва
107031, ул. Петровка, д. 19, стр. 1, офис 4

+7 (495) 765-53-21
+7 (495) 628-10-36
+7 (499) 940-69-62
пн.-пт. с 09.30 до 19.00
Подробнее >

Санкт-Петербург
191025, Невский пр., д. 100, офис 2, 2 этаж.

+7 (812) 324-55-90
+7 (812) 324-55-91
+7 (911) 915-94-16
пн.-пт. с 10.00 до 18.45
Подробнее >

Лондон

тел. +4407979793465


© НОУ МЦ "Интеллект-Тур": обучение, образование за рубежом. 1992 - 2018